ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • 25 Январь 2018

О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования

Указ Президента Республики Узбекистан

  • 25 Январь 2018

Об утверждении Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан

Закон
Республики Узбекистан

  • 24 Январь 2018

О мерах по дальнейшему упорядочению производства и ввоза лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Постановление Президента Республики Узбекистан

  • 23 Январь 2018

Президент подписал указ о Госпрограмме–2018

Указ Президента Республики Узбекистан

  • 23 Январь 2018

Об утверждении Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан

Закон

Республики Узбекистан

  • 20 Январь 2018

О мерах по ускоренному развитию масложировой отрасли

Постановление

Президента Республики Узбекистан

  • 18 Январь 2018

О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья

Постановление Президента Республики Узбекистан

  • 17 Январь 2018

О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны

Указ

Президента 

Республики Узбекистан

  • 13 Декабрь 2017

О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению

У К А З

Президента 

Республики Узбекистан

В стране последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных услуг, что способствует улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развитию бизнеса.

С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) (далее — Инспекции).

С 1 января 2016 года на базе Инспекций образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее — Единые центры).

Дальнейшим шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых Едиными центрами государственных услуг увеличилось до 33.

Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.

Вместе с тем переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства, препятствуют отдельные системные проблемы. В частности:

первое, возможностями получения государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане все еще вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах;

второе, отсутствие информационных систем, ресурсов и баз данных в ряде государственных органов, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобное и своевременное получение физическими и юридическими лицами всего комплекса государственных услуг;

третье, процедуры оказания большинства государственных услуг остаются сложными и труднодоступными, непрозрачными являются механизмы ценообразования, в отдельных случаях устанавливаются требования в узковедомственных интересах на оказание «монопольных» услуг;

четвертое, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;

пятое, отсутствует действенная система контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.

Вышеизложенные факторы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.

В целях реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, а также обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень:

1. Считать важнейшими направлениями коренного реформирования национальной системы оказания государственных услуг:

первое, безусловную реализацию в сфере оказания государственных услуг благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» посредством кардинального повышения их качества, оперативности, прозрачности и доступности;

второе, преобразование Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, предоставляющие услуги по принципу «одно окно» как юридическим, так и физическим лицам;

третье, утверждение административных регламентов по каждому виду государственных услуг, предусматривающих упрощение механизма оказания государственных услуг по принципу «Двигаются документы, а не граждане», прежде всего, за счет исключения излишних процедур, самостоятельного получения уполномоченными государственными органами и иными организациями необходимых документов и информации из других структур;

четвертое, ускоренное внедрение в сферу оказания государственных услуг инновационных решений и информационно-коммуникационных технологий, интеграцию баз данных государственных органов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширение практики оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

пятое, использование гибких, удобных и прозрачных методов оказания государственных услуг, в том числе с выездом в отдаленные местности («мобильные государственные услуги»), автоматизированной системы управления очередями и удлиненного графика работ, направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;

шестое, внедрение передовых механизмов мониторинга и оценки качества и оперативности оказания государственных услуг, организацию эффективной системы обратной связи с населением, в том числе «горячих линий», онлайн опросов на официальных сайтах, в социальных сетях и мобильных приложениях;

седьмое, организацию системной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере оказания государственных услуг, периодического повышения их квалификации, в том числе посредством прохождения стажировок в ведущих профильных учреждениях зарубежных стран.

2. Образовать Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Агентство) на базе:

Управления по координации и развитию оказания государственных услуг Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных отделов численностью 38 штатных единиц;

Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Передать Агентству с сохранением действующего порядка финансирования за счет средств:

Государственного бюджета Республики Узбекистан — 24 штатные единицы Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;

бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов — 157 штатных единиц должности специалиста Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах).

3. Определить основными задачами Агентства:

реализацию единой государственной политики в области оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

совершенствование порядка оказания государственных услуг за счет устранения избыточных административных процедур, а также развития межведомственного электронного взаимодействия;

формирование Единого реестра государственных услуг, осуществление координации деятельности государственных органов и иных организаций в данной сфере;

участие в выработке единых подходов к проектированию, разработке, внедрению и интеграции информационных систем, ресурсов и баз данных, используемых при оказании государственных услуг;

осуществление контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

организацию внедрения инновационных форм и методов оказания государственных услуг, выработку предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.

4. Преобразовать с 1 января 2018 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), основными задачами которых определить:

оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одно окно», в том числе с выездом в отдаленные местности;

обеспечение высокого качества сервиса, оперативности, прозрачности, комфортности и доступности государственных услуг, недопущение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в данной сфере;

осуществление межведомственного взаимодействия, прежде всего, электронного, обеспечивающего оперативное получение необходимых документов и информации для оказания государственных услуг;

предоставление квалифицированной информационной и консультативной помощи физическим и юридическим лицам при оказании государственных услуг;

обеспечение соблюдения уполномоченными государственными органами и иными организациями требований законодательства и административных регламентов при оказании государственных услуг.

5. Установить, что координация деятельности:

Агентства осуществляется Службой по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;

территориальных управлений Агентства осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

Центров государственных услуг осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в районах (городах).

Одобрить Схему координации деятельности Агентства и его территориальных подразделений согласно приложению № 1.

6. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществление общего руководства и контроля за деятельностью Агентства, укрепление материально-технической базы и организацию повышения квалификации работников Агентства.

7. Упразднить Республиканскую комиссию по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года № ПП—2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».

Образовать в структуре Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан Сектор координации оказания государственных услуг со штатной численностью 4 единицы в пределах общей штатной численности.

8. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок на основе изучения передовой международной практики разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан типовые проекты зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), предусматривающие в том числе размещение в них Центров государственных услуг.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

принять меры по строительству в соответствии с утвержденными проектами современных зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), прежде всего, на условиях государственно-частного партнерства;

до ввода в эксплуатацию новых зданий обеспечить размещение Центров государственных услуг в зданиях Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), а при необходимости — в других зданиях с созданием необходимых условий для качественного оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

9. Утвердить:

Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее — Комплекс мер) согласно приложению № 2;

Перечень поэтапно внедряемых в 2018—2020 годах государственных услуг, оказываемых по принципу «одно окно» исключительно через Центры государственных услуг, согласно приложению № 3 (далее — Перечень).

Государственному советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т. А. и Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А. Н. ежемесячно рассматривать ход реализации утвержденных Комплекса мер и Перечня.

Принять к сведению, что оказание государственных услуг субъектам предпринимательства осуществляется Центрами государственных услуг в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП—2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» и от 1 февраля 2017 года № ПП—2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».

10. Ответственным государственным органам и иным организациям, указанным в Перечне, в установленные сроки:

разработать и по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан утвердить типовые формы, бланки документов и иные акты, необходимые для оказания государственных услуг через Центры государственных услуг;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать проекты административных регламентов по оказанию соответствующих видов государственных услуг, в том числе предусматривающие отмену истребования от граждан документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций посредством межведомственного электронного взаимодействия.

11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года обеспечить формирование Единого реестра государственных услуг.

Установить, что с 1 февраля 2018 года государственные органы и иные организации, оказывающие государственные услуги, обеспечивают их регистрацию в Едином реестре государственных услуг, а с 1 июня 2018 года не допускается оказание государственных услуг, не включенных в данный реестр.

12. Государственному комитету по инвестициям оказать содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в проработке с международными и зарубежными организациями вопроса привлечения средств технического содействия и грантов для совершенствования системы оказания государственных услуг, а также реализации иных мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

13. Агентству, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем, Республиканскому проектному институту «УзИнжиниринг» совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 марта 2018 года обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке на утверждение концепции, технико-экономического расчета и технического задания на разработку, внедрение и интеграцию необходимых информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов и установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем в срок до 1 января 2019 года:

обеспечить на основе утвержденной концепции, технико-экономического расчета и технического задания разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг;

совместно с государственными органами и иными организациями, указанными в Перечне, провести инвентаризацию их информационных и телекоммуникационных систем, баз данных, серверного и иного оборудования с их последующей интеграцией с информационными системами Агентства и внедрением межведомственного электронного взаимодействия;

совместно с Агентством обеспечить оснащение его территориальных управлений и Центров государственных услуг необходимым видео-, аудио- и иным оборудованием и организовать дистанционное наблюдение за ходом оказания государственных услуг в режиме реального времени.

14. Строго предупредить руководителей уполномоченных государственных органов и иных организаций о персональной ответственности за неукоснительное соблюдение законодательства об оказании государственных услуг.

Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан установить системный контроль за безусловным соблюдением государственными органами и иными организациями законодательства об оказании государственных услуг, с принятием к виновным лицам, допустившим нарушения законодательства, действенных мер.

15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан 

Арипова А. Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т. А. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И. Б.

Президент

Республики Узбекистан 

Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 декабря 2017 года.

Комментарий к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению»

Последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг является одним из важнейших условий улучшения качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развития бизнеса.

За последние годы в стране реализован комплекс мер, направленных на повышение качества деятельности государственных органов в данной сфере, создание благоприятных условий и удобств при оказании государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

В частности, значимым шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых данными центрами государственных услуг увеличилось до 33.

Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.

Вместе с тем результаты открытого диалога с народом и анализа правоприменительной практики свидетельствуют о наличии системных проблем, препятствующих переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства.

Прежде всего системой оказания государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в разных государственных органах и организациях.

Усугубляет ситуацию отсутствие в ряде государственных органов информационных систем, ресурсов и баз данных, а также низкий уровень их межведомственной интеграции, что не позволяет обеспечить удобное и своевременное получение всего комплекса государственных услуг.

Кроме того, остаются сложными и труднодоступными для граждан процедуры оказания большинства государственных услуг, а механизмы ценообразования на них — непрозрачными, что зачастую вызвано проявлениями узковедомственных интересов.

При обращении в государственные органы граждане в отдельных случаях сталкиваются с необоснованными финансовыми расходами, необходимостью простаивания в очередях, что обусловлено прежде всего низким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохранением стереотипов бумажного документооборота.

На эффективности обеспечения законности в сфере государственных услуг негативно сказывается отсутствие действенной системы контроля и оценки качества оказания таких услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.

Указанные проблемы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.

Именно в этой связи принятый главой государства Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» определяет комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг, основой которого является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

В частности, создан отдельный государственный орган — Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями, на который возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере. Это обеспечит комплексность и последовательность проводимых реформ, повысит ответственность уполномоченных органов и организаций за качественное оказание государственных услуг. Тем самым обеспечивается формирование четкой организационно-институциональной основы осуществления управления сферой оказания государственных услуг населению.

Теперь принцип «одно окно» будет действовать при обслуживании не только субъектов предпринимательства, но и непосредственно граждан. Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит оперативно получать государственные услуги без коррупционного риска для населения, существенно облегчит повседневную жизнь граждан, устранит случаи бюрократизма и волокиты.

Важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов — Народных приемных Президента Республики Узбекистан. С учетом положительных итогов деятельности данных институтов, сыгравших существенную роль в организации эффективного диалога государственной власти с населением, налаживании качественно новой системы рассмотрения обращений граждан, предусматривается, что сфера оказания государственных услуг будет находиться под их непосредственной координацией.

В свою очередь на районном (городском) уровне Народные приемные и центры государственных услуг будут функционировать как единое целое, что позволит сформировать эффективную систему оказания государственных услуг.

Помимо эффективной организации деятельности центров государственных услуг, решающим для достижения успеха в данной сфере является внедрение действенных механизмов межведомственного взаимодействия по обмену информацией, прежде всего электронного.

В этой связи в Указе предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду государственных услуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов, а также аппаратно-программных комплексов в Агентстве, его территориальных управлениях и центрах государственных услуг. Это позволит внедрить важный принцип в сферу оказания государственных услуг «Двигаются документы, а не граждане».

Активное внедрение интернета и мобильных технологий обеспечит в перспективе реализацию идеи, в соответствии с которой услугополучатели посещают государственные органы только при необходимости, а по умолчанию — услуги оказываются дистанционно в электронном виде.

Указом также уделяется отдельное внимание вопросам укрепления материально-технической базы центров государственных услуг. Так, с учетом последовательного существенного повышения количества оказываемых услуг, особенно для граждан, имеется необходимость в полном обновлении зданий и сооружений, в которых обслуживаются услугополучатели.

В этой связи ответственным ведомствам поручено разработать новый облик центров государственных услуг, а местные органы власти будут обеспечивать постепенное обновление зданий с учетом требований Указа.

Утвержден комплекс мер, предусматривающий важные механизмы ускоренного качественного улучшения сферы оказания государственных услуг, в том числе в здравоохранении, лицензировании, налоговой, таможенной и иных сферах, а также разработку мобильных приложений по государственным услугам, оказание услуг с выездом в отдаленные местности, организацию эффективной системы обратной связи с населением с помощью «горячих линий», интернет-ботов на официальных веб-сайтах, социальных сетях.

Также утвержден Перечень 58 видов государственных услуг, которые будут оказываться по принципу «одно окно» в центрах государственных услуг по мере их внедрения в течение 2018—2020 годов.

В их числе такие востребованные населением услуги, как подключение домовладений к сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения и другим инженерно-коммуникационным сетям, разрешение на осуществление индивидуального жилищного строительства, прописка, выписка и учет по месту пребывания, получение различных архивных справок, патентов, свидетельств и дубликатов официальных документов.

Указом внедряются совершенно новые организационные основы оказания государственных услуг, закладывается фундамент современной концепции взаимодействия государства и населения.

В качестве единой точки соприкосновения с населением центры государственных услуг и Народные приемные будут способствовать повышению доступности государственных услуг, снижению временных и финансовых затрат граждан, а также повышению уровня их удовлетворенности деятельностью государственных органов.

  • 07 Декабрь 2017

О мерах по дальнейшему упрощению порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами

УКАЗ

Президента Республики Узбекистан

В целях упрощения порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан: 

1. Отменить с 1 января 2018 года: 

порядок обязательного декларирования в письменной форме физическими лицами наличной иностранной валюты при ввозе в Республику Узбекистан и вывозе из Республики Узбекистан в пределах суммы, равной или не превышающей в эквиваленте 2 000 (две тысячи) долларов США; 

выдачу коммерческими банками разрешения на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан. 

2. Определить, что вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан осуществляется без каких-либо разрешений в пределах суммы, равной или не превышающей в эквиваленте 5 000 (пять тысяч) долларов США. 

Вывоз сверх установленной суммы осуществляется: 

резидентами - на основании разрешения Центрального банка Республики Узбекистан; 

нерезидентами - на основании пассажирской таможенной декларации, заполненной при въезде в Республику Узбекистан, в которой сумма наличной иностранной валюты указана не менее суммы вывозимой наличной иностранной валюты. 

В случае вывоза наличной иностранной валюты сверх установленной суммы нерезидентами - призерами или участниками соревнований, конкурсов и олимпиад, организованных в республике в установленном порядке, основанием для вывоза ими данной наличной иностранной валюты является документ, подтверждающий законность получения наличной иностранной валюты. 

3. Ввоз физическими лицами наличной иностранной валюты в Республику Узбекистан осуществляется без ограничений. 

4. При ввозе и вывозе из Республики Узбекистан физическими лицами наличной иностранной валюты сверх суммы, превышающей в эквиваленте 2 000 (две тысячи) долларов США, декларируется в письменной форме вся сумма ввозимой или вывозимой наличной иностранной валюты. 

5. Государственному таможенному комитету, Центральному банку, Министерству иностранных дел и Государственному комитету по развитию туризма Республики Узбекистан обеспечить реализацию комплекса мер по своевременному доведению до населения республики и граждан иностранных государств положений настоящего Указа. 

6. Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации положений настоящего Указа. 

7. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению. 

8. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан совместно с Центральным банком и Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Кучкарова Д. А., председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М. Б. и председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан Тохирий М. В. 

 

Президент Республики Узбекистан                            Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 6 декабря 2017 года. 

  • 05 Декабрь 2017

О создании свободной туристской зоны «Чарвак»

Указ

Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего развития и повышения эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, создания благоприятных условий для широкого привлечения в регион иностранных и местных туристов, обеспечения динамичного развития современной инфраструктуры, расширения и улучшения качества предоставляемых туристских, гостиничных и транспортных услуг: 

1. Согласиться с предложениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, хокимията Ташкентской области, АО «Национальная энергосберегающая компания», Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (далее – Узнацбанк) о: 

создании свободной туристской зоны «Чарвак» в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны Ташкентской области (далее – свободная туристская зона); 

строительстве на территории свободной туристской зоны современных гостиничных комплексов, культурно-оздоровительных, торгово-развлекательных и других объектов туристского назначения, а также создании объектов современной инженерной инфраструктуры. 

2. Определить основными задачами и направлениями деятельности свободной туристской зоны: 

привлечение инвестиций иностранных и отечественных инвесторов для реализации проектов по созданию в свободной туристской зоне современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов; 

создание уникальных туристических маршрутов с учетом возможностей эко-среды региона; 

обеспечение доступности транспортных средств, внедрение новых видов транспортного движения в регионе (поезд, электропоезд, автобус), в том числе на альтернативных источниках энергии, расширение маршрутов пассажирского транспорта, организацию его бесперебойного движения, развитие соответствующей транспортной инфраструктуры; 

создание дополнительных условий безопасности пребывания туристов, в том числе путем оборудования объектов туристской инфраструктуры системами видеонаблюдения, организации систем предупреждения, внедрения единой информационной базы данных о туристах, прибывающих на территорию региона, системы предоставления экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях; 

обеспечение установленного особого таможенного и налогового режимов для субъектов предпринимательства и инвесторов (включая иностранных), реализующих проекты и осуществляющих деятельность на территории свободной туристской зоны; 

реализацию проектов по созданию уникальной экологической системы на основе внедрения, в порядке эксперимента, новых современных энергосберегающих систем и технологий с применением альтернативных и возобновляемых источников. 

3. Установить, что: 

свободная туристская зона является свободной экономической зоной; 

на свободную туристскую зону и субъектов предпринимательства, зарегистрированных в качестве участников свободной туристской зоны, распространяются положения законодательства о свободных экономических зонах, включая все льготы и преференции, предусмотренные для свободных экономических зон и их участников; 

срок функционирования свободной туристской зоны составляет 30 лет с возможностью его последующего продления. 

4. Возложить на административный совет свободных экономических зон и малых промышленных зон в Ташкентской области (далее – административный совет) функции по администрированию свободной туристской зоны. 

Включить в состав административного совета представителя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма и директора Департамента развития туризма при хокимияте Ташкентской области. 

5. Хокимияту Ташкентской области совместно с административным советом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в месячный срок определить четкие границы создаваемой свободной туристской зоны. 

Установить, что свободная туристская зона может быть определена в виде единой территории, а также в виде раздельных территорий в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны.

6. Кабинету Министров в двухмесячный срок принять постановление об определении границ территорий, входящих в свободную туристскую зону, а также о создании и организации деятельности Дирекции свободной туристской зоны «Чарвак». 

7. Определить: 

заказчиком по разработке генерального плана, а также по строительству и реконструкции дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры свободной туристской зоны – инжиниринговую компанию «Служба единого заказчика» при хокимияте Ташкентской области; 

генеральной проектной, генеральной подрядной и эксплуатирующей организацией по созданию объектов инженерной инфраструктуры с использованием возобновляемых источников энергии (солнечные, ветровые, геотермальные), а также строительству современных очистных сооружений и объектов теплоснабжения для сохранения экологии свободной туристской зоны – АО «Национальная энергосберегающая компания»; 

генеральной проектной организацией по разработке генерального плана и проекта детальной планировки территории свободной туристской зоны – ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ». 

8. ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ» в шестимесячный срок разработать с привлечением международных консультантов генеральный план и проект детальной планировки территории свободной туристской зоны и, по согласованию с административным советом, внести на утверждение в установленном законодательством порядке. 

9. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с: 

Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, хокимиятом Ташкентской области, АО «Национальная энергосберегающая компания» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Программу развития дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры на территории свободной туристской зоны; 

Министерством финансов, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям ежегодно при формировании параметров Инвестиционной программы Республики Узбекистан на предстоящий год предусматривать в них лимиты капитальных вложений и выделение необходимых централизованных инвестиций для оплаты разработки генерального плана и проекта детальной планировки территории свободной туристской зоны, развития транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры свободной туристской зоны на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке генерального плана свободной туристской зоны; 

Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, административным советом в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по критериям отбора проектов для реализации и размещения в свободной туристской зоне. 

10. Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд) обеспечить открытие льготной кредитной линии в размере 100 миллионов долларов США для софинансирования инвестиционных проектов, реализуемых в свободной туристской зоне. 

Установить, что: 

рефинансирование средств кредитной линии, выделяемой Фондом, осуществляется Узнацбанком, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака»; 

кредиты в иностранной валюте в рамках кредитной линии предоставляются на срок до 7 лет, с льготным периодом 2 года, с процентной ставкой 6-месячный ЛИБОР плюс 2 процента годовых и маржой банка в размере 0,5 процента годовых; 

средства кредитной линии Фонда выделяются на закупку современного импортного оборудования и технологий на сумму не более 50 процентов от стоимости инвестиционного проекта. 

11. Предоставить Узнацбанку, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака» право: 

участия в реализуемых на территории свободной туристской зоны инвестиционных проектах с долей банка до 100 процентов, в том числе через соответствующие инвестиционные компании банков; 

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям привлекать гранты, кредитные линии и инвестиции, безвозмездную финансовую помощь международных финансовых институтов, зарубежных банков и других инвесторов - юридических и физических лиц (включая иностранных), государственных и негосударственных фондов, предприятий и организаций, а также кредиты коммерческих банков для финансирования реализуемых инвестиционных проектов. 

12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения по внедрению на территории свободной туристской зоны концепции обеспечения безопасного туризма, предусматривающей в том числе внедрение системы интеллектуального транспорта, геоинформационной системы и др. 

13. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать комплекс мер по качественному оказанию медицинских услуг туристам, в том числе скорой и неотложной медицинской помощи, обратив особое внимание на уровень обеспечения свободной туристской зоны медицинскими учреждениями, включая учреждения первичного звена системы здравоохранения, их оснащенность современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. 

14. Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по дальнейшему развитию системы комбинированных пассажирских перевозок по маршруту Ташкент – Чимган-Чарвакская курортно-рекреационная зона и обратно, с внедрением, при необходимости, новых удобных маршрутов. 

15. Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916, совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды принять меры по организации на системной основе вывоза с территории свободной туристской зоны бытовых отходов на близлежащие предприятия по их переработке. 

16. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с хокимиятом Ташкентской области, Узнацбанком в двухмесячный срок: 

разработать и по согласованию с административным советом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров проект Концепции дальнейшего развития свободной туристской зоны «Чарвак», а также плана мероприятий по ее реализации; 

внести в Кабинет Министров предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа. 

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С. Р. 

Президент

Республики Узбекистан

Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 5 декабря 2017 года. 

 

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан

«О создании свободной туристской зоны «Чарвак»

В Республике Узбекистан принимаются последовательные меры по развитию туристической сферы, располагающей широким потенциалом для решения в ближайшей перспективе таких важнейших социально-экономических задач, как создание новых рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютных поступлений, повышение доходов и качества жизни населения страны. 

Ташкентская область обладает значительным туристским потенциалом, что, в первую очередь, связано с уникальными природными условиями, позволяющими развивать различные виды туризма. В частности, в регионе имеются все условия для развития экстремального и горного видов туризма, включая катание на лыжах, сноубординг, полет на параплане и дельтаплане, велоспорт, мотоспорт и виды экстремального спорта, а также экологического и сельского туризма. 

В горах Ташкентской области расположено Чарвакское водохранилище, на берегу которого имеются многочисленные пансионаты, зоны отдыха и детские летние спортивно-оздоровительные лагеря. Великолепные горы западного Тянь-Шаня с многочисленными туристскими маршрутами и тропами, водопадами, пещерами, ущельями, ореховыми рощами и фруктовыми садами включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году. Кроме того, в национальном парке «Угам-Чоткол» имеется 230 видов животных, 1800 видов растений и 4 природных озера (Урунгач, Бодак, Шовур и Ихнож). 

На сегодняшний день в области функционируют всего 120 организаций, оказывающих местным и зарубежным туристам услуги: из них – 15 туроператоров, 45 гостиниц с возможностью обслужить 2440 туристов в день, 71 санаторий и зона отдыха. Объем экспорта туристских услуг в текущем году составил 44,6 миллиона долларов США, что составляет 109,2 процента. 

Несмотря на это, с учетом огромного туристского потенциала и природных ресурсов региона, данные показатели считаются неудовлетворительными, так как наблюдается нехватка средств размещения, санаториев и зон отдыха, неразвитость туристской инфраструктуры, низкое качество и ограниченность количества оказываемых туристам услуг. 

Анализ сегодняшнего состояния туристской отрасли в Ташкентской области показывает, что для более полного удовлетворения потребностей туристов в доступном и качественном отдыхе необходимо принятие дальнейших эффективных мер по развитию туризма. 

В этой связи в целях развития и повышения эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, улучшения условий для отдыха и туризма принят Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной туристской зоны «Чарвак», которым предусматривается реализация современных инвестиционных проектов в Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоне, развитие объектов транспортно-коммунальной инфраструктуры, формирование новых туристических маршрутов, а также повышение качества туристских услуг. 

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О создании свободной туристской зоны «Чарвак» является логическим продолжением государственной политики в сфере туризма и нацелено на развитие и повышение эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, создание новых рабочих мест и обеспечение роста доходов населения. 

С учетом уникальных курортно-рекреационных условий Ташкентской области Указом Президента Республики Узбекистан создается свободная туристская зона «Чарвак» в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны Ташкентской области со строительством на территории зоны современных гостиничных комплексов, культурно-оздоровительных, торгово-развлекательных и других объектов туристского назначения, а также объектов современной инженерной инфраструктуры. 

Создаваемая свободная туристская зона «Чарвак» является первой и уникальной подобного рода зоной в Узбекистане. Указом в качестве основных задач и направлений деятельности свободной туристской зоны «Чарвак» определены: 

привлечение инвестиций иностранных и отечественных инвесторов для реализации проектов по созданию в свободной туристской зоне современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов; 

создание уникальных туристических маршрутов с учетом возможностей эко-среды региона; 

обеспечение доступности транспортных средств, внедрение новых видов транспортного движения в регионе (поезд, электропоезд, автобус), в том числе на альтернативных источниках энергии, расширение маршрутов пассажирского транспорта, организация его бесперебойного движения, развитие соответствующей транспортной инфраструктуры; 

создание дополнительных условий безопасности пребывания туристов, в том числе путем оборудования объектов туристской инфраструктуры системами видеонаблюдения, организации систем предупреждения, внедрения единой информационной базы данных о туристах, прибывающих на территорию региона, системы предоставления экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях; 

обеспечение установленного особого таможенного и налогового режимов для субъектов предпринимательства и инвесторов (включая иностранных), реализующих проекты и осуществляющих деятельность на территории свободной туристской зоны; 

реализация проектов по созданию уникальной экологической системы на основе внедрения, в порядке эксперимента, новых современных энергосберегающих систем и технологий с применением альтернативных и возобновляемых источников. 

Учитывая, что свободные туристские зоны являются одним из видов свободных экономических зон, которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития туристских услуг: 

сроком функционирования свободной туристской зоны «Чарвак» определено 30 лет с возможностью его последующего продления; 

на свободную туристскую зону и субъектов предпринимательства, зарегистрированных в качестве участников зоны, распространены положения законодательства о свободных экономических зонах, включая все льготы и преференции, предусмотренные для свободных экономических зон и их участников. 

В связи с созданием свободной туристской зоны в состав административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон в Ташкентской области, образованного в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон», включены представитель Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма и директор Департамента развития туризма при хокимияте Ташкентской области. 

В Указе содержится ряд поручений уполномоченным министерствам и ведомствам, направленных на осуществление следующих мер по развитию свободной туристской зоны: 

внесение предложений по внедрению на территории свободной туристской зоны концепции обеспечения безопасного туризма, предусматривающей в том числе внедрение системы интеллектуального транспорта, геоинформационной системы и др.; 

разработка комплекса мер по качественному оказанию медицинских услуг туристам, в том числе скорой и неотложной медицинской помощи, с учетом уделения особого внимания уровню обеспечения свободной туристской зоны медицинскими учреждениями, включая учреждения первичного звена системы здравоохранения, их оснащенности современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами; 

внесение предложений по дальнейшему развитию системы комбинированных пассажирских перевозок по маршруту Ташкент-Чимган-Чарвакская курортно-рекреационная зона (и обратно), с внедрением, при необходимости, новых удобных маршрутов; 

принятие мер по организации на системной основе вывоза с территории свободной туристской зоны бытовых отходов на близлежащие предприятия по их переработке; 

внесение проекта Концепции дальнейшего развития свободной туристской зоны «Чарвак», а также плана мероприятий по ее реализации. 

Одним из наиболее важных аспектов Указа является также его нацеленность на создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на территории свободной туристской зоны. С этой целью Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан поручено обеспечить открытие льготной кредитной линии в размере 100 миллионов долларов США для софинансирования инвестиционных проектов, реализуемых в свободной туристской зоне, включающей в себя в том числе предоставление гибких условий погашения кредита и процентов. 

Помимо этого, Указом Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака» предоставляется право: 

участия в реализуемых на территории свободной туристской зоны инвестиционных проектах с долей банка до 100 процентов, в том числе через соответствующие инвестиционные компании банков; 

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям привлекать гранты, кредитные линии и инвестиции, безвозмездную финансовую помощь международных финансовых институтов, зарубежных банков и других инвесторов - юридических и физических лиц (включая иностранных), государственных и негосударственных фондов, предприятий и организаций, а также кредиты коммерческих банков для финансирования реализуемых инвестиционных проектов. 

Принятие Указа позволит ускорить решение вопросов по привлечению иностранных инвестиций в развитии современной инфраструктуры, расширении и улучшении качества предоставляемых туристских, гостиничных и транспортных услуг, а также повышению уровня сервиса для прибывающих в Чимган-Чарвакскую рекреационную зону иностранных и местных туристов.

 

Последние новости